Суд в Томске рассматривает дело бывшего сотрудника городской администрации Альберта Осипова, который по версии следствия был участником «организованной преступной группировки», совершавшей махинации с муниципальной землей.
Как пишет газета «Красное знамя», «группировка» объединила троих юристов. Игорь Карановский — руководитель юридической фирмы. Альберт Осипов – начальник отдела судебной защиты одноименного комитета, входящего в городской департамент правового обеспечения администрации. Артур Иванов – технический исполнитель. Все, что троица провернула с 2009 по 2013 годы, можно назвать преступлением «белых воротничков». Разработанные ими мошеннические схемы требовали профессиональных знаний, педантизма и четкой согласованности. В разных концах города юристы находили участки, которые им удавалось успешно прибрать к рукам.
Юристы искали не разграниченные участки муниципальной земли, не оформленные в собственность и без кадастрового паспорта. Обнаружив такой участок, подыскивался человек, готовый за скромную плату подписать любые бумаги, кто-нибудь из маргинальных или малоимущих слоев. Этот человек становился лженаследником земельного участка. Для этого оформлялись липовые документы о том, что земля якобы находилась в пожизненном наследуемом владении. Подделки были столь высокого качества, что ни у нотариусов, ни в Росреестре, ни в суде сомнений не вызывали. Выдавалось свидетельство о наследстве.
Далее в суде рассматривался иск о признании права собственности на землю, поданный от имени фальшивого «наследника». Сам он, конечно, в суд не ходил. Там действовал юридический «представитель» – Артур Иванов. Таким образом, возможные неожиданности были исключены. В качестве третьей стороны в этих процессах участвовал представитель горадминистрации.
В результате город расставался с муниципальной собственностью. Потому что от его имени на заседаниях выступал не кто иной, как третий член группы – советник, а затем и начальник отдела судебной защиты горадминистрации Альберт Осипов. Его задачей являлось признание требований «истца» в полном объеме.
Благодаря слаженным действиям Иванова и Осипова земельный участок выбывал из собственности города, на бумаге переходя к «законному наследнику». Тот получал свое вознаграждение и умывал руки, оставаясь «лицом, неосведомленным о преступных замыслах». А земля доставалась мошенникам.
Так троица обманывала государство. Для добросовестных граждан существовала другая, более сложная схема. Тщательно выбирались участки, чьи собственники не оформили документы надлежащим образом. Далее имитировалась сделка купли-продажи. Для этого подыскивался человек, согласный изображать «покупателя», подделывались нужные бумаги. Обо всех этих телодвижениях реальный владелец земли не догадывался, он же не собирался ее продавать. А потом, согласно плану, сделка якобы расстраивалась. Лжепокупатель обращался в суд, чтобы принудить «продавца» передать ему участок. Само собой, на заседания ничего не подозревающий собственник не являлся. Дело о «продаже» рассматривалось в его отсутствие, и земельный участок благополучно уходил «покупателю». Точнее тем, кто стоял за его спиной.
Сегодня суды над Игорем Карановским и Артуром Ивановым уже завершились. Оба приговорены к серьезным срокам: Иванов получил четыре с половиной года лишения свободы, Карановский – пять с половиной. Процесс над Альбертом Осиповым идет в Октябрьском суде.
«Вся эта история начала раскручиваться с одного участка, расположенного по Московскому тракту, 38а. Место завидное, центр города, неподалеку от пивоваренного завода. Многие бы хотели его приобрести. Но неожиданно оказалось, что участок уже выбыл из собственности муниципалитета. Даже на самый поверхностный взгляд становилось понятно, что с отчуждением этой земли что-то не так. А после внимательного изучения правоустанавливающих документов, вопросов в горадминистрации появилось еще больше», — рассказал корреспонденту газеты «Красное знамя» заместитель начальника отдела по расследованию преступлений в предпринимательской и бюджетной сферах СЧ СУ УВД по Томской области Александр Гусев.
К работе подключились правоохранительные органы. Первое уголовное дело было возбуждено весной 2014-го. Первым привлекли Артура Иванова, все «ниточки» тянулись к нему. Вторым под подозрение попал Игорь Карановский. Оба были задержаны и помещены в СИЗО. Однако сознаваться не спешили. Началась кропотливая работа. Следователи перелопатили горы документов, изучали материалы судов, в которых упоминались эти юристы. В результате после эпизода с Московским трактом выявили еще шесть случаев мошеннического отъема земли. (Только в отношении Карановского материалы уголовного дела составили 35 томов!). Всплыло имя третьего участника — Альберта Осипова.
Карановский и Иванов долго не признавали вину. Даже находясь в СИЗО, не шли на контакт со следствием. Оба были убеждены, что их не удастся привлечь к ответственности. Но под давлением собранных доказательств они все-таки изменили свою позицию. Заключили досудебное соглашение, начали сотрудничать со следователями. (Согласно УПК гражданин, подписавший такое соглашение, получает не более двух третей от установленного Уголовным Кодексом срока наказания.) Их дела были выделены в отдельное производство и рассмотрены в суде в особом порядке.
Иначе повел себя Осипов. Он не признал вину ни на следствии, ни в суде. Его процесс пошел по полной программе — с оглашением показаний и документов, вызовом свидетелей… Так что приговор мы услышим еще не скоро.
Но следствие и суд – это только вершина айсберга. За рамками официальной части осталась судьба конкретного человека, пострадавшего от действий мошенников. Предприниматель Артем Татаров лишился 7,5 млн рублей. До сих пор бизнесмен тщетно обивает пороги судов, он так и не признан потерпевшим. А значит, не может заявить иск о возмещении материального ущерба в рамках уголовного дела.
Артем Татаров, купил участок по Московскому тракту, 38а, с которого все закрутилось. Работая в строительном бизнесе, Артем Татаров решил приобрести земельный участок — желательно в центре города, на пересечении магистралей — возвести здание, продать или сдать в аренду какой-нибудь крупной торговой сети. Нашел выставленный на продажу по Московскому тракту, 38а. Сторговался с собственником за 7,5 млн рублей.
«Сделка шла через фирму Игоря Карановского. Мы договорились, что в счет первого платежа я отдам BMW стоимостью 3,5 миллиона рублей, а оставшиеся 4 миллиона внесу через три месяца. Оформили договор купли-продажи, акт взаимозачетов. Но когда я три месяца спустя пришел с деньгами, Карановский предложил переписать договор с 7,5 на 1 миллион рублей. Пояснил: это, мол, такой обходной маневр. Если сделка превышает миллион, с разницы берется 13% налог. Напишем все по-честному, придется отдать государству почти миллион рублей… «А не хочешь, — выдвинул условие Карановский, – доплачивай еще полтора миллиона. Возместишь налог и плюс еще 500 тысяч отдашь за то, что тебя ждали». Я уперся: «Так не пойдет», — рассказал Артем Татаров изданию.
Предприниматель обратился в суд. Ожидаемо выиграл, вынудив партнера довести сделку до конца. Казалось, спорить больше не о чем: Карановский получил машину и деньги, Татаров – участок по Московскому тракту, 38а. В январе 2013-го Артему было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок. Он спроектировал здание, получил в администрации техусловия для разрешения на строительство. Осталось пройти последние формальности, когда как гром среди ясного неба обрушилось известие: на его землю претендует еще один собственник – город Томск.
Все началось еще в 2010-м. Оказывается, этот участок не был разграничен и по закону являлся собственностью муниципалитета. Но неожиданно появился наследник, пришел в суд, показал бумаги, по которым данная земля принадлежала его покойной матери. Сейчас-то понятно, что он был всего лишь исполнителей замысла Карановского. Но его документы всех устроили. Город, интересы которого представлял Осипов, оспаривать притязания не стал. Наследник земли тихо сделался ее владельцем. Затем, чтоб замести следы, была предпринята веерная перепродажа. Юристы оформили три последовательные фиктивные сделки с Московским трактом, 38а. И вот, наконец, вершина этой аферы: Артем Татаров стал четвертым — добросовестным — приобретателем участка, выложив за него 7,5 миллиона рублей. Теперь город требует у него в судебном порядке: Татаров, отдавай землю. Она – муниципальная! Основания для ультиматума: выбытие имущества в 2010-м году якобы произошло против воли города.
Мнение администрации по этому вопросу в 2010-м не совпадает с мнением администрации в 2013-м. Проще говоря, земля стала объектом махинаций, о которых мэрия не знала. Так что участок возвращается назад «по вновь открывшимся обстоятельствам». Татарову, по сути, продали «иллюзию владения» за реальные деньги. А теперь – ни земли, ни денег.
Одним из главных подводных камней, по мнению Татарова, является официальное сокрытие необходимых данных. Добросовестный покупатель не может получить информацию о предыдущих собственниках имущества, только о последнем. Есть и другие ограничения под грифом «конфиденциально». Так что достоверно проверить законность возникновения у граждан имущественных прав у нас в России просто невозможно. Всегда есть риск приобрести «кота в мешке».
Для Артема Татарова начался длинный, изматывающий процесс хождения по судам. Но в декабре 2013-го произошел неожиданный сбой. Судья Кировского суда, рассмотрев претензии города к Татарову, вынесла решение в его пользу: «Земельный участок куплен Татаровым публично, на основании решения суда, поэтому собственность остается за ним».
Но история на этом не закончилась. Спустя два с половиной месяца областной суд отменил решение районного, потому что ее «выбытие произошло против воли собственника», а собственник – город Томск. Мошенничество, по версии правоохранительных органов и суда, было совершено только в отношении муниципалитета. Но Артем Татаров не сдался:
«Следователи на основе моих показаний вменили этим… юристам не только 159-ю статью УК – «мошенничество», но и 174-ю – «легализация имущества, полученного преступным путем». И я буду добиваться, чтобы меня признали потерпевшим или гражданским истцом, надо же возвращать деньги. Раз жулики и мэрия создали мне «иллюзию владения» — пусть платят! За что садят мошенников? За то, что обманули, обворовали муниципалитет, а потом еще и продали ворованное. Справедливо! Но это же не означает, что они не должны мне денег. Я буду отстаивать свои права. Дело не закончится приговором. Оно закончится тогда, когда мне вернут имущество по исполнительным листам», — рассказал он газете «Красное знамя».
Однако это нескорый процесс, отмечает издание. Позиции следствия и суда однозначны: «В силу действующего законодательства Татаров не может быть признан потерпевшим или гражданским истцом в рамках уголовного судопроизводства. Наличие приговора даст ему возможность обратиться в суд с исковым заявлением и взыскать с преступников стоимость участка в порядке гражданского судопроизводства». Поэтому продолжение следует.
|