НИА-Томск Томск
Сегодня: четверг, 3 декабря 2020 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


Погода в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru











Общество


В Международный день музеев в Томске откроется выставка акварелей Вадима Мизерова

НИА-Томск

17.05.2010 20:19

18 мая, в Международный день музеев в залах Томского областного художественного музея открывается персональная выставка акварелей Вадима Матвеевича Мизерова(1889–1954)» – «мастера чистой акварели, томского Чистякова» (по определению его учеников), одного из самых ярких сибирских художников. По стилистике работ он принадлежит к так называемой «второй волне мирискусников», сообщила НИА-Томск заведующая научно-экспозиционным отделом ТОХМ Татьяна Микуцкая.

Художественное образование Вадим Мизеров получил в Казанской художественной школе, обучаясь у известного художника мирового уровня Николая Фешина. По странному стечению обстоятельств темой дипломного проекта, за который молодой художник получил первую премию, была «Часовня для Томска», а через семь лет судьба привела его с женой и сыном Борисом в Томск, где он прожил до конца жизни.

Томск стал для Мизерова городом, которому он посвятил дар педагога, работая в томских вузах с 1923 по 1948 год, и свой талант художника, изображая город и друзей-томичей на акварелях, не теряющих яркость и сочность красок до настоящего времени. В 1921 году он открыл частную художественную студию и вел её до конца жизни, располагалась она во Дворце труда, затем в Доме ученых. Из студии вышло немало известных художников, архитекторов и просто талантливых людей.

Его ученик, впоследствии действительный член Академии художеств Михаил Васильевич Посохин (сын известного в Томске книготорговца) писал о своем учителе: «Вадим Матвеевич обладал редким талантом художника и, прежде всего, секретом и необыкновенным мастерством чистой акварели. Кроме того, велика его заслуга в передаче молодым своего большого опыта и знаний в художественной студии. Был период в юношестве, когда для меня сибирский художник Мизеров был почти кумиром. Внешность у него была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлиненные густые волосы, темная блуза, в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством постановка фигуры и выразительной головы».

Художник исповедовал в своем творчестве идею живого, эмоционального языка акварели, наделяя её нотами грустного гротеска или значительности незначительного, столь свойственных «мирискусникам». Мизеров воплощал ностальгию по юношеским идеалам близкого ему художественного круга. Это был мастер тонкого, даже тончайшего слоя русской интеллигенции, тот, для кого политика не имела цены. Семья и окружение дали Мизерову глубокие знания европейской и русской культуры и истории, определили его жизненную позицию – позицию мудрого созерцателя, «своего» в минувших веках и «собеседника» великих поэтов и философов прошлого, и в тоже время человека артистичного, всегда по-хорошему современного, даже модного.

Однако, его художническая судьба складывалась по-особенному: не звёздно ярко, как его акварели. Первая его персональная выставка прошла в 1968 году, а потом до 1987 года его работы бережно хранились его вдовой Валентиной Михайловной Гладковой, профессором Политехнического института, в их доме на улице Гагарина. В 1987 они были экспонированы на выставке в Томском художественном музее, который через два года подготовил и открыл большую экспозицию работ мастера собранную в разных городах, частных коллекциях, музеях и посвященную 100-летнему юбилею художника. В благодарность за возвращение имени В.М. Мизерова и включения в культурный оборот его произведений В.М. Гладкова передала в дар музею всю коллекцию его работ. В этом году музей открывает третью персональную выставку этого художника. Разочарования, неудачи, губительные для Мизерова противоречия 1930-х годов и возможность работать только в свободное от педагогической работы время – все, так мучившее мастера, было часто скрыто от большинства глаз. До настоящего времени он остается недосягаемой вершиной для настоящих и будущих художников.


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта