НИА-Томск Томск
Сегодня: четверг, 28 марта 2024 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Муниципалитеты | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


Погода в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru










Власть


«Театральная лаборатория» в Томске определит главных режиссеров двух театров

НИА-Томск

05.08.2011 11:39

Главные режиссеры Томского областного театра драмы и театра юного зрителя могут быть выбраны по результатам нового для Томска проекта «Театральная режиссерская лаборатория», сообщил журналистам начальник департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин.

«У нас есть совместный проект решения кадрового вопроса и для театра драмы, и для театра юного зрителя одновременно. Этот проект называется «Театральная режиссерская лаборатория», — сказал Андрей Кузичкин.

По словам начальника департамента, в данное время на должность главного режиссера театра драмы претендуют не менее 15 человек.

«На сегодняшний день у нас уже есть 15 заявлений от театральных деятелей, желающих себя попробовать на поприще режиссуры в должности главного режиссера театра драмы. Многие из них не прочь поработать и в ТЮЗе. Это и томские режиссеры, это режиссеры из Москвы, из Санкт-Петербурга, из Иркутска, из Рыбинска. То есть география очень широкая, включая еще и страны ближнего зарубежья — есть предложения из Литвы и Украины», — уточнил начальник департамента.

Идею конкурса для претендентов предложил директор театра драмы Геннадий Сакуров. Её суть заключается в поочередной постановке всеми режиссерами с труппой одного выбранного экспертами мини-спектакля, что позволит оценивать работу не драматурга, а именно режиссера. По мнению Кузичкина, применить конкурсный принцип, использованный при выборе главного дирижера областной филармонии, когда каждый дирижер готовил оригинальный концерт, в ситуации с театрами невозможно – «на концерт нужно две – три репетиции, поставить спектакль – это месяц минимум». Постановка маленькой пьесы каждым режиссером займет два – три дня. Затем эксперты оценят работу режиссера в комплексе, в том числе оригинальность решения, его особенности как руководителя и взаимопонимание с труппой.

«Нам процедура представляется таким образом. Мы работаем сначала с резюме, оцениваем этих претендентов. Потом часть из них, человек 10, приглашаем к участию в «Театральной творческой лаборатории». Режиссеры работают, делают какие-то этюды. Человек пять мы отберем, чтобы потом заключить с ними контракты как с приглашенными режиссерами, они будут ставить спектакли. После этого, уже по итогам экспертной оценки, мнения труппы, оценок зрительской аудитории, возможно, одному из этих претендентов будет сделано предложение возглавить кафедру главной режиссуры театра драмы. Вполне возможно, что в этом же пакете у нас окажутся и режиссеры, подходящие для работы в театре юного зрителя», — сказал Андрей Кузичкин.

Он также подчеркнул, что департамент по культуре не навязывает театрам свое мнение.

«Состоялось заседание художественного совета театра драмы, и актеры приняли самостоятельно такое решение – не форсировать события с приглашением главного режиссера в театр, поскольку сейчас афиша достаточно плотная, есть что поработать, есть приглашенные режиссеры. В любом случае, следующий сезон «закрыт», но в течение сезона есть время для того, чтобы решить вопрос по главному режиссеру», — сказал Кузичкин.

По его словам, события с поиском главного режиссера для ТЮЗа будут развиваться параллельно. Он рассчитывает выбрать специалиста по итогам «Творческой лаборатории». Если этого не произойдет, то для ТЮЗа будет подготовлен отдельный конкурс, но уже весной 2012 года, когда завершится ремонт большого зала и театр заработает в полном формате.

Главный режиссер драмтеатра Юрий Пахомов уволился в мае 2011 году. ТЮЗ проработал без главного режиссера четыре года, руководство осуществляла его директор Светлана Бунакова, покинувшая театр в июле. Андрей Кузичкин прокомментировал оба увольнения словами: «Здесь нет общей тенденции, как-то все по времени совпало. Бывают такие совпадения, потому что одна история развивалась в театре драмы и совершенно другая история развивалась в театре юного зрителя».

С его слов, в театре драмы была определенная договоренность между директором и главным режиссером, у которых «друг к другу очень много вопросов накопилось».

«Видимо, главный режиссер устал от труппы, видимо, у труппы было очень много вопросов к главному режиссеру. Я считаю, что Юрий Алексеевич (Пахомов – НИА) просто мужественно поступил, что написал заявление и ушел. У нас не американская, конечно, модель, но там если семь лет человек работает на одном месте и живет в одном и том же штате и городе, считается, что он уже утрачивает перспективы какие-то — карьерного роста и всего прочего. (…) Если человек творческий, я считаю, что пять лет, это, наверное, тот оптимальный срок, когда человек может себя реализовать. Потому что труппа примерно та же самая остается. Естественно, что по-новому взглянуть на этих людей может только новый руководитель. В любом случае, драмы в «драме» не случилось. Судя по протоколу художественного совета, по реакции актеров, все это восприняли как нормальный, естественный процесс смены поколений режиссерских», — заявил Кузичкин.

Увольнение с формулировкой «по собственному желанию» директора ТЮЗа Светланы Бунаковой он объяснил, в том числе, конфликтом с департаментом по культуре.

«Я думаю, что она поступила очень правильно, потому что настолько сложными стали отношения между мною как руководителем департамента, учредителем ТЮЗа и директором, что в дальнейшем наша какая-то совместная конструктивная работа вряд ли была бы возможна. Могли бы сделать вид, что ничего не произошло, но я не думаю, что это бы оздоровило ситуацию в театре юного зрителя, пошло бы на пользу дела», — сказал Кузичкин.

По его мнению, артисты театра, четыре года работавшего без главного режиссера, не теряли творческую форму за счет внутренних ресурсов.

«Ольга Николаевна Рябова, например, всегда проводила и тренинги, и даже мастер-классы перед каждым, особенно сложным спектаклем, таким как «Анна Каренина», и справлялась с этим неплохо. Поэтому я думаю, что за счет внутренних ресурсов они все-таки будут держаться на плаву (…) Да, это кризис, это критическое состояние. Но к февралю должны из него выбраться», — считает Кузичкин.

Он также подчеркнул, что театральный кризис 2011 года – «это явление совершенно не эксклюзивное для Томска», а проявление общего кризиса репертуарных театров. В качестве примера он привел конфликты в театре на Таганке, театре им. Станиславского, театре им. Маяковского, а также Саратовскую область, где на днях завершилась забастовка с голодовкой артистов Балашовского драматического театра.

«Я задаю себе вопрос, а можно ли было этого кризиса избежать у нас здесь, в Томске? И отвечаю на этот вопрос, что, наверное, нет. Этого невозможно было сделать, потому что в природе всё развитие носит циклический характер, всё имеет начало, всё имеет конец. Отрицая старое, мы, так или иначе, поднимаемся на новый виток спирали развития. И, наверное, томские театры испытали встряску, которая касалась в основном организационных вопросов, но частично и вопросов творчества. Я надеюсь, что тем самым мы получили импульс для дальнейшего развития», — сказал начальник департамента по культуре.


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта