НИА-Томск Томск
Сегодня: суббота, 27 апреля 2024 года

Экономика | Политика | Власть | Финансы | Общество | Наука и образование | Муниципалитеты | Главное в России | Мировые новости | | Новости Сибири | Лента дня



 


Погода в Томске



Уровень радиационного фона on-line

© 2010, НИА-Томск

эл. почта: nia.tomsk@mail.ru


Рейтинг@Mail.ru










Наука и образование


ТГУ становится партнером большого поисковика по социальным сетям

НИА-Томск

13.11.2017 07:02

Томский государственный университет реализует совместный проект с компаниями InfoWatch и «Крибрум» в области работы с большими объемами информации, который руководители этих компаний Наталья Касперская и Игорь Ашманов определяют для неспециалистов как «большой поисковик по социальным сетям».

«Мы этот проект уже реализуем: и ТГУ, и «Крибрум», и InfoWatch в нем участвуют. Наше сотрудничество, с моей точки зрения, очень успешное и плодотворное, продолжается уже почти два года. Есть значительные результаты», — сообщил директор НОЦ перспективных исследований ТГУ, руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ, профессор университета штата Орегон (США) Михаил Мягков на пресс-конференции, где присутствовал корреспондент НИА Томск.

О сути проекта томским журналистам рассказал президент Группы компаний «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов.

«Университет – это не структура, которая производит продукты. У нас коммерческая компания, — пояснил Игорь Ашманов. — У нас с Натальей совместная компания «Крибрум», которая выкачивает российские социальные сети, СМИ, блоги, форумы и так далее. И это такой, по сути, большой поисковик по социальным сетям и блогам, вроде Яндекса, только по этому пространству, более-менее уникальный для нашей страны».

По его словам, компания обрабатывает порядка 110 млн «живых» аккаунтов, что составляет треть от общего числа существующих в рунете.

«Живых, тех, кто хоть как-то шевелится, примерно 110 миллионов. И выкачиваем мы 70-80 миллионов сообщений в сутки. В пике это три тысячи сообщений – это либо посты, либо комменты, а если лайки еще брать, то это до ста тысяч лайков в секунду. Потому что их бывает 400 миллионов в сутки, а бывает иногда и несколько миллиардов лайков – в зависимости от того, какие там волны гуляют сенсаций или бурных обсуждений. Мы там видим еще весь YouTube, весь Instagram — то что касается рунета, то есть российского медийного пространства, — сказал Игорь Ашманов. — Вот это так называемые большие данные, то есть мы видим все, что люди пишут, всё, с кем они связаны, над кем они какие-то действия производят, комментируют, лайкают и так далее».

Игорь Ашманов подчеркнул, что компания коммерческая: суть бизнеса заключается в предоставлении услуг мониторинга крупным и не очень крупным компаниям, государственным организациям и другим заказчикам. Он также пояснил, чем проект интересен его компании и Томскому государственному университету.

«Для ТГУ это интересно потому, что никакой университет сам такую структуру построить не может, то есть это серьезная разработка, она стоит больших денег. Она имеет смысл, если рассчитываешь это как-то окупать потом, то есть продавать эти услуги. У нас есть такой большой поисковик по социальным сетям. С 2010 года он накапливает всю ретроспективу и так далее. У ТГУ есть научные кадры, которые хотели бы с этими большими данными работать, делать исследования, писать диссертации, публиковать статьи и так далее. Зато у ТГУ, например, кроме того, что есть люди, которые могут это все исследовать, есть еще вычислительные мощности, что для нас важно. Мы, наоборот, постоянно задыхаемся от нехватки серверов, потому что большой поисковик – это такая штука, которая жрет эти сервера как из пушки. Пространство медийное все время растет, все время увеличивается по экспоненте, все время надо железо», — сказал Игорь Ашманов.

Он уточнил, что на сегодняшний день в ТГУ создана лаборатория наук о больших данных и проблемах общества, которую возглавил Михаил Мягков.

«Эти данные поступают социологам, лингвистам, математикам, инженерам по данным, которые с этим делают то, что велит их научный гений — какой креатив приходит в голову, такой они и применяют. Кроме того, возникла идея следующего уровня: создать такое место, в котором любая академическая институция нашей страны может прийти и получить этих самых больших данных для того, чтобы потренировать свои какие-то умения на них, например, свою нейронную сеть, или проверить какие-то гипотезы. Миша назвал это «Университет открытых данных». Это такой проект, где мы делимся большими данными. Но там будем не только мы», — рассказал Игорь Ашманов.

Он подчеркнул, что поступающие в систему данные будут определенным образом анонимизироваться.

«Эти данные определенным образом должны стерилизоваться, то есть они, например, не должны быть слишком интимными. Сейчас мы, конечно, поставляем данные с именами аккаунтов и так далее. Но если это будут данные еще какие-то, они должны анонимизироваться. Для университета это возможность такие данные получать даром, в открытом виде и так далее. Для нас это возможность, во-первых, получать железо и мощности каналов, во-вторых, общаться с учеными, черпать идеи, в-третьих, кадры. Потому что там аспиранты, студенты, им потом надо думать, где работать. И в принципе, научить человека обработке данных – это довольно серьезная вещь. А тут у них практика, они учатся прямо на наших данных. Для нас это удобно», — сказал Игорь Ашманов.

Президент Группы компаний InfoWatch и соучредитель «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская отметила, что с Михаилом Мягковым их связывают давние добрососедские отношения.

«Все же строится на человеческих отношениях. Михаил начал работать в ТГУ, а мы с Михаилом знакомы давно – мы были соседями в свое время, — сказала Наталья Касперская. — Он сказал, что есть интересный университет, очень интересная инновационная атмосфера, очень конструктивный, заинтересованный ректор, который хочет делать какие-то новые вещи, «давайте попробуем». Мы приехали».

Как НИА Томск сообщало ранее, Игорь Ашманов и Наталья Касперская стали спикерами VIII ежегодной конференции с международным участием «Город IT», проходившей в Томске 10 и 11 ноября.

Игорь Ашманов — кандидат технических наук, мультимиллионер и предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. Руководил развитием лингвистического модуля русской версии Microsoft Office, семьи электронных словарей «МультиЛекс», спам-фильтра «Спамтест». На данный момент — управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», а также инвестор и совладелец десятков проектов в сфере информационных технологий, один из основателей и самых известных топ-менеджеров российской IT-индустрии, эксперт в области интернет-маркетинга и поисковой оптимизации.

Наталья Касперская — сооснователь компании «Лаборатория Касперского», генеральный директор группы компаний InfoWatch и одна из богатейших женщин России. Активно инвестирует в развитие высокотехнологичных компаний, является членом грантового комитета фонда «Сколково», членом правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», членом экспертного совета по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Возглавляет подгруппу «Интернет+общество» при Администрации президента. Эксперт профессиональной организации офицеров безопасности BISA. В 2017 году Наталья Касперская признана экспертным сообществом «Персоной года 2016» в IT и телеком-индустрии в рамках бизнес-премии «Лучшие в России». В марте 2017 года вошла в рейтинг «30 самых вдохновляющих бизнес-лидеров» по версии журнала Insights Success.


При использовании материала ссылка на Независимое информационное агентство обязательна!

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться



 

Проекты    Партнеры    Подписка    Реклама    Лента дня    RSS    Контакты    Карта сайта